Скопинская керамика

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся...

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». По преданию, основателями нового промысла были скопинские братья Оводовы. Эти потомственные мастера лепили сложной формы глиняные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Их искусство пришлось по душе местным гончарам, которые исстари тяготели к скульптурным формам.

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.

Скопинскую фигурную посуду можно условно разделить на две группы: сосуды со скульптурными украшениями и сосуды в виде скульптуры. Основа скопинских сосудов вытачивалась на гончарном круге, а лепные детали и скульптурные композиции лепились отдельно. Часто сосуды состояли из нескольких емкостей, плавно переходящих одна в другую. Мастер точил все формы отдельно, а затем соединял их вместе.

Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.

Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов. Рассказывают, что один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых, вытягивая их, как обычно, на гончарном круге, по памяти, и дорабатывая детали от руки.

В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 40-50-м гг. В это время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла, которые хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения скопинской керамики. Их опыт и знания постепенно перенимают и осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.

В 60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов.

Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Интерес к ним со стороны ценителей, коллекционеров и просто массового потребителя не ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой яркий штрих в общую картину современного развития русской народной декоративной керамики.

В настоящее время в ассортименте изделий промысла в основном фигурные сосуды. Массовые изделия отливаются в гипсовых формах. Малосерийные и уникальные изделия выполняются на

гончарном станке, а скульптурные детали лепятся руками. На предприятии трудятся потомственные мастера: Н. К. Насонова, С. И. Поляков, М. А. Линева, А. В. Курбатова, профессиональный художник А. И. Рожко. Творческий почерк мастерицы Н. К. Насоновой индивидуален и своеобразен. Она любит формы, где много «воздуха», лепные детали фигурных сосудов оставляют значительно разреженное пространство, что придает впечатление легкости довольно крупным и массивным предметам . Н. К. Насонова создает и простые обиходные предметы, и уникальные скульптурные произведения, где успешно демонстрирует свое мастерство и творческую фантазию. Выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища художник А. И. Рожко успешно освоил традиционное искусство. Им создаются произведения для массового производства. Художник более тяготеет к посудным формам, чем к скульптурной лепке, именно в выполнении посудных форм он добивается отточенности и мастерства. Уникальные образцы Рожко любит обильно украшать гравировкой.

Источник: Studbooks

Наши контакты

Адрес:

Рязанская область, г.Скопин, ул.Ленина, д.20

Телефон:

8(49156) 2-24-29
8(900) 971-05-21

Время работы:

ВТ - ВСК с 9:00 до 17:00.
ПН - выходной